Статьи

Может ли существовать долгосрочная стратегия в изменяющемся мире?

Нам часто задают вопрос, можно ли сформировать стратегию на 3-5 лет вперед в существующих условиях, когда практически каждый день связан с новыми вводными и изменениями внешней среды.

Действительно, сейчас нам приходится действовать в состоянии высокого уровня неопределенности, вытекающей из складывающихся политических и экономических факторов. И в такой среде более правильно двигаться небольшими шагами, используя гибкие подходы, связанные с тестированием и экспериментированием, а также возможностью в любой момент адаптировать свой план.

Необходимо понимать, что отрасли с высоким уровнем неопределенности существуют давно и десятилетиями адаптировались к неопределенности, как минимум, области технологических факторов и смены уровня спроса. К таким отраслям можно отнести разработку ПО, микроэлектронику, производство компьютеров, фармацевтику и др. Эти отрасли давно научились жить в ситуации изменяющихся факторов. Конечно, текущая ситуация добавляет новые факторы риска, однако подходы не меняет.

Итак, что же со стратегией? Конечно основным элементом стратегии является видение будущего компании и пути ее движения вперед. Как для судна разразившийся шторм - это лишь повод произвести необходимые действия на корабле, чтобы его успешно преодолеть. Так и в компании мы должны иметь в голове пункт назначения, и при необходимости, корректировать наш маршрут. При этом изменение пункта назначения тоже возможно, но происходит только в случае очень серьезных происшествий или при значительной угрозе безопасности.

Более того, возникшая в России ситуация во многих отраслях является уникальной возможностью для многих компаний занять освободившиеся ниши после ухода иностранных игроков. Это необходимо делать быстро, решительно, сфокусировав имеющиеся ресурсы и необходимые инвестиции в тех местах, где мы хотим достичь максимального результата. А именно это и есть стратегия. Без нее ничего не получится.