“Мой руководитель знает, что делать, и, поэтому, даст мне четкие инструкции”.
По моему опыту, в России доминирует директивный метод управления. Это касается не только бизнеса, но и государственного управления, отношений в семье и т.д. Этот метод даёт ощущение контроля и приятного превосходства над подчиненными для руководителя. 👑
К сожалению, современные исследования однозначно доказывают неэффективность директивного управления в условиях быстроменяющейся бизнес-среды. Безусловно, роль руководителя в кризисных ситуациях подразумевает усиление его власти для принятия неотложных решений. Но кризис не может длиться вечно. Тогда это уже не кризис, а новая нормальность, требующая нормальной (а не кризисной) системы управления. 💯
Кроме того, система управления, построенная вокруг одного человека, является крайне уязвимой и ограниченной возможностями лидера по прямому контролю над организацией. И, наоборот, коллективный опыт и интеллект сотрудников могут применяться одновременно к множеству задач, но для этого подчинённые не должны бояться брать на себя ответственность. 🙋♀️
Какая же может быть альтернатива детективной модели? В современных успешных компаниях все чаще встречается модель управления, основанная на доверии и распределении полномочий. Она подразумевает систематическую демонстрацию руководителем новой желаемой модели поведения, подкрепленную применением прозрачных процессов принятия решений и системы вознаграждения. Со временем, коллектив копирует модель поведения руководителя, а отсутствие исключений в ее применении формирует доверие. 🤝
Правда, для реализации такой модели на практике может потребоваться новый лидер организации. 🙂