Недавнее исследование ВЦИОМ показывает, что престиж профессии инженера постепенно падает. Но в большинстве своем респонденты говорят, что работа инженера интересная и получать образование в этом направлении перспективно. Тем более, что предприятия испытывают острую нехватку таких специалистов. Почему же мы наблюдаем такую противоречивую картину и что можно сделать для исправления этой ситуации?
Если вернуться лет на 60 назад, профессия инженера в нашей стране была одной из основных. Технические науки тогда считались “более достойными настоящего мужчины”, чем гуманитарные. И был взят курс на формирование инженерной интеллигенции.
Так случился “вал” инженеров, который в том числе принес политические бонусы: по этому параметру мы “догнали и перегнали Америку”. Но количество специалистов не привело к качественному скачку в производстве. В 70-80-е гг. наблюдалось снижение темпов экономического и социального развития, страна превращалась в сырьевой придаток Запада, а на рынке труда происходило смешение: с дипломом инженера теперь был даже секретарь райкома, а непосредственно инженер на заводе мог иметь всего 10 классов образования. Так, ранее престижная профессия стала постепенно утрачивать свою значимость.
90-е годы были для нашей страны и всех ее жителей откровенно тяжелыми. И именно в этот период стал формироваться дефицит квалифицированных инженерных кадров. Люди заботились не об образовании, а искали возможности зарабатывать. Плюс стали появляться более интересные и перспективные профессии: менеджер по продажам, маркетолог, PR-специалист и другие. Выпускники школ стали стремиться на новые факультеты, а те, кто имел инженерное образование, пошли переучиваться.
В начале 2000-х нехватка квалифицированных кадров уже остро чувствовалась на производствах. И с тех пор, несмотря на высокий спрос со стороны работодателей, вакантных мест на предприятиях по-прежнему много.
Если судить по результатам опроса, который я упоминал выше, молодежь достаточно оптимистично смотрит на инженерные специальности. По мнению миллениалов и представителей поколения цифры, в первую очередь нужно сделать привлекательными размер и условия оплаты труда инженеров, а также заниматься усилением профподготовки и созданием интересных образовательных программ для разных стадий обучения.
И это четкий посыл рынку и работодателям, в каком направлении надо двигаться. Необходимо проводить комплексную работу, в которую будут вовлечены все заинтересованные стороны: и будущие инженеры, и бизнес, и государство. Как это было всего несколько лет назад с айтишниками. Компании при активной поддержке правительства взяли фокус на развитие ИТ-сферы. Так появились особые условия при найме, специальные финансовые продукты, масса различных образовательных программ, хакатонов, грантов для стартапов, стали создаваться технопарки и т.п.
Аналогичный подход необходим и в случае с инженерами. Только совместные усилия всех сторон позволят повысить популярность профессии и сделать ее более привлекательной для талантливых и амбициозных молодых людей. А это, как следствие, приведет к укреплению технологического суверенитета нашей страны и повышению ее конкурентоспособности на глобальном рынке.
С результатами опроса ВЦИОМ о профессии инженера можно ознакомиться здесь.
Если вернуться лет на 60 назад, профессия инженера в нашей стране была одной из основных. Технические науки тогда считались “более достойными настоящего мужчины”, чем гуманитарные. И был взят курс на формирование инженерной интеллигенции.
Так случился “вал” инженеров, который в том числе принес политические бонусы: по этому параметру мы “догнали и перегнали Америку”. Но количество специалистов не привело к качественному скачку в производстве. В 70-80-е гг. наблюдалось снижение темпов экономического и социального развития, страна превращалась в сырьевой придаток Запада, а на рынке труда происходило смешение: с дипломом инженера теперь был даже секретарь райкома, а непосредственно инженер на заводе мог иметь всего 10 классов образования. Так, ранее престижная профессия стала постепенно утрачивать свою значимость.
90-е годы были для нашей страны и всех ее жителей откровенно тяжелыми. И именно в этот период стал формироваться дефицит квалифицированных инженерных кадров. Люди заботились не об образовании, а искали возможности зарабатывать. Плюс стали появляться более интересные и перспективные профессии: менеджер по продажам, маркетолог, PR-специалист и другие. Выпускники школ стали стремиться на новые факультеты, а те, кто имел инженерное образование, пошли переучиваться.
В начале 2000-х нехватка квалифицированных кадров уже остро чувствовалась на производствах. И с тех пор, несмотря на высокий спрос со стороны работодателей, вакантных мест на предприятиях по-прежнему много.
Если судить по результатам опроса, который я упоминал выше, молодежь достаточно оптимистично смотрит на инженерные специальности. По мнению миллениалов и представителей поколения цифры, в первую очередь нужно сделать привлекательными размер и условия оплаты труда инженеров, а также заниматься усилением профподготовки и созданием интересных образовательных программ для разных стадий обучения.
И это четкий посыл рынку и работодателям, в каком направлении надо двигаться. Необходимо проводить комплексную работу, в которую будут вовлечены все заинтересованные стороны: и будущие инженеры, и бизнес, и государство. Как это было всего несколько лет назад с айтишниками. Компании при активной поддержке правительства взяли фокус на развитие ИТ-сферы. Так появились особые условия при найме, специальные финансовые продукты, масса различных образовательных программ, хакатонов, грантов для стартапов, стали создаваться технопарки и т.п.
Аналогичный подход необходим и в случае с инженерами. Только совместные усилия всех сторон позволят повысить популярность профессии и сделать ее более привлекательной для талантливых и амбициозных молодых людей. А это, как следствие, приведет к укреплению технологического суверенитета нашей страны и повышению ее конкурентоспособности на глобальном рынке.
С результатами опроса ВЦИОМ о профессии инженера можно ознакомиться здесь.